Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Заведующий кафедрой: Митин Александр Николаевич
Доктор наук, Экономические науки
Адрес: 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 23, к. 510
Телефон: +7 (343) 362-41-95 (внутренний: 5162)
E-mail подразделения:
sgum@usla.ru
tipu@list.ru


Новая кафедра социально-гуманитарных дисциплин организована решением Ученого совета УрГЮУ в марте 2022 года путем реорганизации двух ранее существующих кафедр: кафедры теории и практики управления, а также кафедры философии и социологии. Коллектив кафедры в настоящее время составляет 28 человек. Заведующий кафедрой – Митин Александр Николаевич, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Координатор кафедры по учебно-методической работе – Домченко Артем Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент. Лаборант кафедры – Деденко Дарья Романовна.

Высококвалифицированные преподаватели обеспечивают руководство магистерскими диссертациями и дипломными работами, качественное выполнение учебного плана по нескольким дисциплинам: правовое регулирование государственной службы; организационно-управленческая деятельность в органах прокуратуры; организационно-управленческая деятельность в судебных органах; профессиональная этика; профессиональная этика и служебный этикет; логика; философия, правовое обеспечение противодействия коррупции; антикоррупционная экспертиза; социологические исследования антикоррупционной деятельности; биомедицинская этика и деонтология; история философии науки.

Темы магистерских диссертаций и дипломных работ по кафедре социально – гуманитарных дисциплин Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева.

  1. Универсальные критерии эффективности прокурорской деятельности.
  2. Характеристика цифровых технологий и эффективность деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
  3. Трансформация парадигмы права в цивилизационном развитии государственности.
  4. Правовая и мировоззренческая защита традиционных семейных ценностей.
  5. Мировоззренческие аспекты информационной безопасности в условиях цивилизационных противоречий.
  6. Формы информации, имеющей широкий мировоззренческий характер и меняющей человеческое сознание.
  7. Характеристика информации, предполагаемой в ее многообразии, существующих процессах влияния, средствах геноцида, противодействия развитию культурного наследия.
  8. Цифровая форма информации, определяющая современные направления научной мысли и практической деятельности.
  9. Мировоззрение: понятия, сущность, характеристики, структура, формы, факторы формирования.
  10. Индивидуальное и общественное мировоззрение: предпосылки формирования, эволюция, историческая обусловленность.
  11. Индивидуальное и общественное мировоззрение: взаимосвязь с убеждениями, зависимость от эмоций и фактических знаний, возможность активного или пассивного формирования.
  12. Внутренняя структура и диапазон мировоззрения, его элементы: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.
  13. Характеристика разновидностей мировоззрения: обыденное, религиозные, мифологическое, научное, философское.
  14. Анализ явления «безопасность» в контексте состояния защищенности человеческих ценностей и представлений о происходящих в мире процессах.
  15. Рациональное и частично мифологическое осмысление проблем безопасности.
  16. Анализ возможностей использования достижений, находящихся во взаимной связи технических, экологических, юридических, гуманитарных и социальных наук для достижения безопасности.
  17. Создание современных условий обеспечения безопасности посредством противодействия угрозам нанесения вреда, зависящим от информации.
  18. Анализ информационно – технологической сферы человеческой деятельности в контексте мировоззрения.
  19. Влияние на общественное и индивидуальное мировоззрение моделей искусственного интеллекта, интернета вещей, облачных технологий и т.п.
  20. Аналитический взгляд на информацию как средства манипуляций в масштабе государства: формы, приемы, последствия.
  21. Мировоззрение и культурные, образовательные универсалии.
  22. Мировоззрение, его нерасторжимая связь с культурными и образовательными универсалиями нации.
  23. Анализ семейных ценностей России и зарубежных стран.
  24. Правовое обеспечение, правовое регулирование и правовое сознание как самостоятельные концепты мировоззрения.
  25. Правовое мировоззрения как важнейший элемент культуры, содержащий масштаб и истинность права.
  26. Роль и значение правового мировоззрения в механизме правового регулирования.
  27. Лингвистические барьеры при межъязыковой коммуникации, иноязычная компетентность.
  28. Влияние на мировоззрение при адаптации и создании правовых условий для иммигрантов, мигрантов и беженцев.
  29. Неонацизм как генеральная репетиция глобализма.
  30. Анализ современного неонацизма.
  31. Россия в современном мире.
  32. Исследование форм воспитательной работы в ВУЗе при профилактике идеологии экстремизма.
  33. Феномен толерантности молодежи как норма поведения и конструктивного взаимодействия.
  34. Феномен терроризма в обыденном сознании современных студентов.
  35. Подготовка и принятие управленческого решения с юридическим оформлением на основе информационно – правовых система.
  36. Информационные системы в системах государственного управления, их правовая основа.
  37. Технологии работы в информационно – правовой системе (с выбором объекта).
  38. Роль и место государственной информационной системы «Правосудие».
  39. Характеристика федеральной государственной информационной системы «Нормативные правовые акты Российской Федерации», порталов и сайтов правовой информации.
  40. Информационные системы правового обеспечения подготовки, обоснования, оценки юридического решения при выполнении ролей судьи, прокурора, адвоката, независимого эксперта (по выбору).
  41. Возможности подготовки и подача искового заявления с использованием современных информационно – коммуникационных средств.
  42. Характеристика интегрированной базы федерального регистра с текстами нормативных правовых актов (ссылка: http://zakon.scli.ru/.)
  43. Анализ особенностей государственно – правовых отношений в условиях современности с трансформирующейся информационной средой.
  44. Анализ современных информационных технологий применяемых в системах государства и права.
  45. Анализ проблематики машиночитаемого права: сущность, принципы, технологии, последствия.
  46. Поиск возможностей профессиональной деятельности юристов на основе использования программных продуктов Autolowyer (бот формирования жалобы в страховую компанию); Platforma (поиск адвокатов с моделями работы); Flexbby (автоматизация документооборота); Jeffit (решения стандартных задач); XSUD (систематизация информации о судебных делах); Patenbot (автоматическая подача заявки на регистрацию товарного знака); Freshdoc (составление договора из модулей); Simplawyer (сервис по консультации) и т.п. (по выбору).
  47. Анализ применения и перспективы информационных цифровых компетенций (навыки и умения преподавателя уверенно, эффективно, безопасно выбирать и применять ИКТ в решении профессиональных задач).
  48. Юрист в современном мире информационных технологий: авторские исследования.
  49. Исследование возможностей технологий машиночитаемого права.
  50. Механизмы обеспечения информационно – психологической безопасности молодежи России от негативного воздействия интернет – контента.
  51. Правовое обеспечение информационной безопасности в условиях информационных войн.
  52. Анализ современных концепций кибербезопасности ведущих зарубежных государств.
  53. Исследование феномена сетецентричных войн.
  54. Правовые основы применения технологий электронной подписи как средства криптографической защиты информации при электронном взаимодействии.
  55. Информационная экономика: причины ее возникновения.
  56. Основные тренды цифровизации высшего образования.
  57. Компетентность юриста в информационном обществе.
  58. Анализ методов и средств криптографической защиты информации.
  59. Исследование скрытых полномочий Президента РФ, их видовых разнообразий в контексте эффективности государственного управления.
  60. Почему в России не уважают закон?
  61. Этико – правовые аспекты препятствования адвокатам в осуществлении их профессиональных обязанностей со стороны правоохранительных органов.
  62. Конфликт морали, права и законодательства в сфере доступа граждан к бесплатной медицинской помощи.
  63. Анализ структуры дисциплинарных проступков адвокатов, связанных с нарушением профессиональной этики (на материалах дисциплинарной практики региональных адвокатских палат).
  64. Этико – правовые аспекты профессиональной деятельности нотариуса. Оценка и характеристика нарушений профессиональной дисциплины и этических принципов профессиональной деятельности нотариуса.
  65. Анализ значения принципов нравственности в профессиональной деятельности юриста и их влияние на формирование правовой культуры.
  66. Значение этикета и соблюдения этических требований в ходе судебного процесса.
  67. Концептосфера юридического этико - правового дискурса: теоретико – компоративное исследование.
  68. Этические концепты в трудах Анатолия Федоровича Кони.
  69. Соотношение процессуальных норм, тактических приемов и этических норм при расследовании преступлений.
  70. Нравственное содержание презумпции невиновности.
  71. Нравственное содержание идеи состязательного построения уголовного судопроизводства.
  72. Технологии государственно – частного партнерства.
  73. Природа организационно – правовых воздействий на людей.
  74. Сущность профессионализма юриста.
  75. Компетенции управленческого и юридического труда.
  76. Анализ правовых средств оформления юридических решений.
  77. Специфика социально – психологического воздействия в работе следственных органов.
  78. Анализ основных противоречивых качеств, слабостей и негативных составляющих личности, проявляющихся в юридической деятельности.
  79. Понятие, разновидности, цели социально – психологических технологий, применяемых в процессе деятельности правоохранительных органов.
  80. Анализ стиля управления как психологического почерка работы руководителя юридической фирмы.
  81. Характеристика институтов публичной власти в механизме государственного управления.
  82. Анализ механизма правового регулирования общественных отношений.
  83. Характеристика и правовые последствия военных преступлений.
  84. Системный характер государственного управления.
  85. Анализ возможностей внедрения искусственного интеллекта в органах прокуратуры.
  86. Организация труда в органах прокуратуры.
  87. Управление кадрами в органах прокуратуры.
  88. Перспективность новых IT в органах прокуратуры.
  89. Функции и направления деятельности прокуратуры.
  90. Оценка личности и аттестация прокурорского работника.
  91. Оценка эффективности управления в органах прокуратуры.
  92. Информационное обеспечение органов прокуратуры в современных условиях.
  93. Судебные органы в системе государственного управления РФ.
  94. Характеристика отраслевых юрисдикций в судебной системе.
  95. Организация труда в системе судебных органов.
  96. Организационно – правовые аспекты эффективности работы аппарата судов общей юрисдикции.
  97. Организация работы в аппарате прокуратуры субъекта РФ.
  98. Анализ исследований антикоррупционного поведения.
  99. Оценка возможностей формирования антикоррупционного поведения.
  100. Анализ деятельности прокуратуры РФ как субъекта, осуществляющего противодействие коррупции.
  101. Анализ эффективности Национальных планов противодействия коррупции за период 2016 – 2023 гг.
  102. Проблемы и противоречия при реализации антикоррупционной политики в РФ.
  103. Исследование коррупциогенных рисков.
  104. Анализ практики преодоления конфликта интересов.
  105. Правовое регулирование государственной службы: научно – практическое исследование.
  106. Правовые основы управления государственной и муниципальной собственностью.
  107. Историко – правовой анализ коррупции.
  108. Анализ современных коррупционных деяний.
  109. Антикоррупционная экспертиза НПА и их проектов на примере субъекта РФ.
  110. Правовое регулирование противодействия коррупции на государственной службе Свердловской области (субъекта РФ), муниципальной службе.
  111. Правовое регулирование противодействия коррупции в отношении лиц, замещающих государственные должности в субъекте РФ, лиц, замещающих муниципальные должности.
  112. Правовое регулирование деятельности подразделений органов государственной власти и органов прокуратуры по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
  113. Антикоррупционные правовые институты (антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов; конфликт интересов; представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, ограничения, запреты и обязанности, установленные в целях противодействия коррупции и др.)
  114. Антикоррупционный мониторинг.
  115. Профилактика коррупционных правонарушений.
  116. Антикоррупционное просвещение, антикоррупционное образование и пропаганда: научный и творческий подходы (создание циклов социальной рекламы, разработка сценариев просветительских и пропагандистских социальных видеороликов, разработка плана проведения серии научно – практических конференций, разработка программ дополнительного профессионального образования и др.)
  117. Механизмы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе.
  118. Меры юридической ответственности за коррупционные правонарушения.
  119. Полномочия в сфере противодействия коррупции: Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, законодательного органа государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления.
  120. Формы взаимодействия федеральных и региональных властей в механизме противодействия коррупции.
  121. Разработка актуализация кодекса этики и служебного поведения работников государственных и муниципальных органов.
  122. Разработка и внедрение положения о конфликте интересов.
  123. Разработка и внедрение правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.
  124. Особенности хозяйственной деятельности российского бизнеса по Антикоррупционной хартии в условиях СВО.
  125. Правовой механизм введения в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки.
  126. Правовой механизм введения антикоррупционных положений в трудовые договора работников.
  127. Правовой механизм введения процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т.п).
  128. Правовой механизм введения процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т.п).
  129. Правовой механизм введения процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.
  130. Правовой механизм введения процедур защиты работников, сообщивших о коррупциогенных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций.
  131. Правовой механизм и особенности ежегодного заполнения деклараций о конфликте интересов.
  132. Мониторинг периодической оценки коррупциогенных рисков в целях выявления сфер деятельности организаций, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер.
  133. Условия и особенности ротации работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском.
  134. Правовой механизм ежегодного ознакомления работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации.
  135. Правовые аспекты программ проведения обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции.
  136. Особенности и специфика организации индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
  137. Правовые основы проведения мониторинга по антикоррупционной экспертизе.
  138. Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции.
  139. Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.
  140. Антикоррупционная политика вузов.

В плане развития кафедры социально-гуманитарных дисциплин имеется комплекс мероприятий, позволяющий при их реализации успешно решать задачи перспективного и текущего характера.

    1. Учебно-методические мероприятия.
      1.1. Совершенствование более 20 рабочих программ дисциплин по всем образовательным уровням: обновление литературных и научных источников, уточнение компетенций, оценочных средств, форм проведения практических занятий, расширение тематики дипломных работ и магистерских диссертаций с учетом изменений в обществе, требований государственных образовательных стандартов, специфики преподавания учебных дисциплин в юридическом вузе, с последующим размещением на сайте Университета.
      1.2. Разработка видов и форм оценочных средств по шести уровням учебной цели: запоминать, применять, анализировать, оценивать, создавать, синтезировать (создание условий для применения знаний на практике).
      1.3. Подготовка материалов для аккредитации и лицензирования новой специальности «Государственное и муниципальное управление» с профилем правового администрирования, широкое привлечение кафедр УрГЮУ для преподавания изложенных в тематическом плане новых учебных дисциплин в магистратуре и бакалавриате ИГиМП.
      1.4. Пересмотр наполнения модулей по учебной дисциплине «Философия» с внедрением правовых аспектов, восстановление в отдельном модуле дисциплин «Философия права».
      1.5. Изменение форм проведения контрольных мероприятий по учебной дисциплине «Философия» с подготовкой подробных практических заданий.
      1.6. Внесение корректив в учебную дисциплину «Профессиональная этика» с включением в нее тематики патриотизма, противодействия коррупции, этических аспектов корпоративной культуры УрГЮУ, вопросов современного развития государства.
      1.7. Постепенный перевод большего количества учебных дисциплин кафедры в формат «Электронный образовательный ресурс».
      1.8. Разработка практикумов по всем дисциплинам кафедры социально-гуманитарных дисциплин.
      1.9. Создание на кафедре учебно-методических секций по направлениям: государственное управление и публичная служба; логика; философия и профессиональная этика.
      1.10. Переработка практических заданий по дисциплине «Логика» для 1 курса с учетом специализации студентов.
      1.11. Создание в электронном виде базы данных по всем учебным материалам кафедры.
    2. Научно-исследовательская деятельность.
      2.1. Проведение ежегодной Международной научно-практической конференции «Мировоззренческая матрица России и Философско-правовые аспекты опасности антиобщественных идеологий». Начать подготовку ежегодного научного сборника в электронном формате с публикацией научных статей преподавателей, а также лучших материалов от магистрантов и студентов.
      2.2. Подготовка и проведение совместно с Ассоциацией «Уральский окружной ресурсный центр государственной и муниципальной службы» научно-практической конференции по обсуждению проблем повышения эффективности и качества профессионального развития государственных гражданских служащих.
      2.3. Подготовка студентов и магистрантов к участию с докладами философско-правового характера на Международную конференцию «Эволюция российского права».
      2.4. Подготовка Концепции логического анализа нормативных правовых актов для применения на практических занятиях по дисциплине «Логика».
      2.5. Проведение для студентов, магистрантов и работников УрГЮУ одной публичной лекции в год преподавателями кафедры и с участием приглашенных специалистов по наиболее актуальным проблемам современности.
      2.6. Формирование по основным дисциплинам кафедры научных студенческих кружков с целью более глубокого изучения дисциплин и активизации преподавателей к участию в эффективном контракте.
      2.7. Обеспечение публикационной активности преподавателей кафедры в журналах, рецензируемых ВАК РФ: доктор наук – 3 статьи; кандидат наук – 2 статьи; ст. преподаватель, преподаватель и ассистент – 1 статья в год.
      2.8. Участие преподавателей кафедры в отечественных научных группах, функционирующих в сети Интернет.
      2.9. Подготовка коллективных монографий с участием преподавателей кафедры на условиях межкафедрального сотрудничества.
      2.10. Подготовка монографии «Фактические преступления».
      2.11. Участие в «Антикоррупционном форуме» Свердловской области.
    3. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры в соответствии с заявленными планами, особенно по технологиям информационного обеспечения образовательного процесса.
    4. Участие кафедры в выполнении мероприятий стратегического развития Университета до 2032 года.
    5. Общественная деятельность кафедры.
      5.1. Максимально возможное участие преподавателей кафедры в общественных мероприятиях Университета.
      5.2. Подготовка и проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню логики.
      5.3. Подготовка и проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню философии.

Особое внимание кафедра социально-гуманитарных дисциплин уделяет перспективному развитию в сфере научных исследований в формате межкафедрального сотрудничества. В этой связи предложена, рассмотрена и утверждена Концепция формирования научного направления межкафедральных исследований: «Информационно-мировоззренческие аспекты цивилизационных процессов» (профессор А.Н. Митин, профессор П.У Кузнецов) кафедры социально-гуманитарных дисциплин, кафедры информационного права. Получено согласие на сотрудничество от кафедры теории государства и права, кафедры судебной деятельности и уголовного процесса УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева и подготовки коллективной монографии с международным участием и на основе межкафедрального сотрудничества «Мировоззренческие аспекты информационной безопасности в условиях цивилизационных противоречий».

Основные положения этой Концепции излагаются в нескольких разделах.

Мировоззрение как необходимая составляющая человеческого познания и развития подвержено историческим переменам. Оно активно отражает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. В реальной жизни мировоззрение каждой эпохи формирует индивидуальные и групповые интересы и множество вариантов их реализации.

Мировоззрение является интегральным научным концептом, многоуровневой концентрацией обобщенных научных, профессиональных знаний. Кроме знаний о развитии мировой цивилизации на мировоззренческом уровне осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются образы прошлого и проекты будущего развития, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения. В него включены два фундаментальных основания, две опоры: знания и ценности. Они во многом полярны, противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине, объективному постижению реального мира. Ценности как идеальные блага воплощают особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном измерении жизни формируются материальные и нематериальные, нравственные, эстетические идеалы. Вместе с тем, мировоззрение, в интеграции с ценностным сознанием – это еще и сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания. Разум и чувства входят в ткань мировоззрения не обособленно, а во взаимодействии с волей.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, управленческого и другого творчества, в определенной степени воздействуют на философское мышление.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую историческую память веков, убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков, а в современном мире еще и деструктивные ценности, транслируемые в информационных контентах.

На этом уровне воззрения, формирующие мысли и действия, сегодня требуют специального критического анализа, осмысления. Это возможно осуществить уже на другом, теоретическом уровне миропонимания, к которому принадлежит и философия. Особо важным требуется заметить, что понятие «мировоззрение» охватывает более широкий круг явлений, чем понятие «философия». Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг мировоззрение, а входящий в него меньший – философия. Можно утверждать, что предмет философии сливается с предметом мышления, – это «мир в целом», без каких бы то ни было уточнений и ограничений. Следовательно, философия выступает тут как синоним мировоззрения вообще.

Развитие философии совпадает тут полностью с развитием научного понимания окружающего мира, а потому в состав её размышлений, естественно, попадает и все то, что впоследствии составит её специальный предмет: исследование универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как «бытие», так и «мышление», как постигаемый космос, так и постигающая его душа.

Философ, в высоком смысле этого слова, не только сам становится носителем, творцом, реформатором, подвижником в формировании определенного научного мировоззрения, но и ставит задачу выбрать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, специального изучения, определить место философии среди других социально-исторических типов мировоззрения, обязательно подвергнуть его критическому суду разума (в контексте воззрений И. Канта), и даже предложить практико-ориентированный ракурс преподавания философии.

В этих случаях, научный подход к мировоззрению можно «представить в виде ментальной схемы», внедрить которую можно только с помощью всей системы современных наук, в составе которой находится философия, логика, теория познания, теория систем, теория государства и права, юридическая герменевтика, теория управления, информационное право, теория безопасности и др. Попадая в область научной рефлексии, мировоззрение неизбежно фрагментируется и структурируется, что чрезвычайно важно для определения его роли, например, в системе информационной безопасности личности и государства. Мировоззрение в этом случае выступает детерминирующим фактором в обеспечении эффективности этой системы.

Научное понимание проблематики «Информационно-мировоззренческие аспекты цивилизационных процессов» потребует решения ряда взаимосвязанных задач, которые могут быть предложены в проблемно-тематических разделах. Часть этих разделов предполагается рассмотреть для публикации в коллективной монографии «Мировоззренческие аспекты информационной безопасности в условиях цивилизационных противоречий».

1. Информация: сущность, дефиниции, современные формы. По результатам анализа имеющихся научных исследований можно принять за основу наиболее аргументированное толкование, что такое информация, понятий о которой сегодня изложено отечественными учеными. В наиболее признанном в науке общем значении информация, представляет собой результаты отражения реальной жизни и движения объектов материального мира, запечатленные в сознании, и используемые организмами для адаптации к изменениям окружающей действительности (Н.Винер, К. Шеннон, А.А Стрельцов и др.). Информация проявляется в форме сведений и сообщений и объединяет два эти разнородных явления, различающиеся свойствами и, как следствие, способностью являться предметами человеческой деятельности. Сведения и сообщения часто выступают в качестве объекта общественных отношений, формирующих информационную сферу общества. В условиях современности информация приобретает различные модели, в том числе «инфологемы» (неполная, недостоверная, искаженная, ложная информация и др.), характерной чертой которых является сознательное и целенаправленное воздействие ее разработчиков на массовое и индивидуальное сознание, что напрямую влияет на изменение мировоззрения, информационную безопасность. В немалой степени цифровая форма информации определяет современные направления научной мысли и практической деятельности.

2. Мировоззрение: понятие, сущность, характеристика, структура, формы, факторы формирования. Мировоззрение принято считать системой представлений, взглядов, оценок, ориентиров о мире, формирующейся на основе знаний, жизненного опыта, моральных, нравственных, философских и прочих оценочных суждений. Это понятие объединяет в себе фактические знания и убеждения. При этом допустимо говорить как о мировоззрении отдельной личности, так и о мировоззрении социальной группы или другой общности. По исследуемой теме важно охарактеризовать, как индивидуальное, так и общественное мировоззрение с его следующими особенностями: историческую обусловленность, поскольку мировоззрение человека формируется на основании мировоззрения общества; взаимосвязь с убеждениями; зависимость от эмоций; зависимость от фактических знаний; возможность активного или пассивного формирования. Не менее важна внутренняя структура мировоззрения и ее основные составляющие: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. В зависимости от того, какие вещи являются наиболее значимыми в жизни конкретного человека (или общества), мировоззрение может приобретать разные формы. Обычно выделяют пять его разновидностей: обыденное, религиозное, мифологическое, научное, философское. Важно оценить и описать факторы, а также механизм и процесс, влияющие на формирование мировоззрения.

3. Информация как общенаучная категория. Следующей задачей будет анализ последствий выдающегося достижения, оказавшим существенное влияние на превращение понятия «информация» в общенаучную категорию, которая связана с основами кибернетики, на формирование мировоззрения в обществе. Этот термин был введен Н. Винером для обозначения всей теории управления, пониманию и связи в машинах и живых организмах, понятию «количество информации». Это в дальнейшем связано с пониманием среды обращения информации.

4. Мировоззренческий характер информации. Научный дискурс требует рассматривать информацию не только как таковую, но также информацию, имеющую широко мировоззренческий характер, осваивая которую из различных источников, люди меняют свое сознание. Она может иметь летописные, хронологические, факто-описательные, религиозные формы, данные экономического, управленческого характера. Особо следует уделить внимание: характеристикам воспринимаемой информации об окружающем мире во всем его многообразии; существующих процессах влияния научно-технического прогресса на реальную жизнь; средствах геноцида, поражающих не только живущие, но и последующие поколения, уничтожающие генетически обусловленный потенциал освоения и развития культурного наследия; ядерному шантажу; «генной инженерии», «биотехнологиям» и др.

5. Комплексный и динамично развивающийся характер явления «безопасность». Понятие «безопасность» трактуется как отсутствие угрозы кому-нибудь, чему-нибудь. В контексте мировоззрения предпосылки знаний о безопасности можно проследить в мифологии, религии, философии и всей истории развития науки. Способом понимания безопасности выступал миф, который концентрировал первичные представления о безопасности и одновременно являлся механизмом ее обеспечения. Исторически первоначальные представления о безопасности служили фактором относительно стабильного существования общества. Заслуга философии в том, что на ее основе происходит рациональное и частично мифологическое осмысление проблем безопасности. Решение этой задачи потребует аккумулирования комплексных знаний о безопасности на основе достижений, находящихся во взаимной связи технических, экологических, юридических, гуманитарных и социальных наук, составляющих основу научной картины безопасности. Здесь важно формулирование предложений о создании современных условий обеспечения безопасности, что должно осуществляться с участием конкретной личности, а также соответствующими субъектами посредством целенаправленной деятельности по противодействию угрозам нанесения вреда, зависящим от информации.

6. Информационная сфера, ее воздействие на общественное и индивидуальное мировоззрение. В условиях современного мира сформировалось такое новое пространственное явление в жизнедеятельности общества как информационно-технологическая сфера человеческой деятельности, которую требуется проанализировать в контексте мировоззрения. Она образуется совокупностью общественных отношений, связанных с цифровой формой информации и информационной высокотехнологичной инфраструктурой, как объектами интересов индивида, общества и государства. Такими разновидностями новых высоких технологий воздействия на общественное и индивидуальное мировоззрение в информационной сфере являются модели искусственного интеллекта, интернета вещей, облачных технологий. изменения отношения к принципиальным для общества вопросам.

Ярким примером воздействия новых высоких технологий на общественное и индивидуальное мировоззрение, получившая в науке название «Окна Овертона». Американский социолог Джозеф П. Овертон показал, что существует технология перевода совершенно чуждых современному обществу идей от немыслимых к приемлемым, разумным и популярным до политически и законодательно закрепленных. По существу, это поле научного поиска истоков и последствий информационного противодействия сторон. С одной стороны, информация есть средство, обеспечивающее возможность адаптации человека и общества к условиям существования, средство накопления знаний об окружающем мире, на основе которых человек и общество выбирают линию поведения в целях удовлетворения своих потребностей, реализации интересов. С другой стороны, информация есть средство манипуляций, управления человеком, его поведением, деятельностью общественных организаций, органов государственной власти, функционированием технических систем. При определенных обстоятельствах такое средство может превратиться в опасное оружие, нарушить национальные интересы государства, что предполагает существование определенных государственных органов для отражения и устранения угроз, их правового статуса в информационной сфере.

7. Мировоззрение и культурные, образовательные универсалии. Мировоззрение нерасторжимо с культурными и образовательными универсалиями нации, которые представляют собой своеобразные неизменные элементы культуры – нормы, ценности, правила, традиции, обусловливающие национальный образ жизни. Требуется глубокий научный дискурс относительно интенсивного развития информационной инфраструктуры общества. Изменения ее роли и влияния на поддержание/разрушение национальной культуры, ее традиций в обществе.

8. Правовые и организационные аспекты обеспечения информационной безопасности. Рассмотрение мировоззрения в контексте информационной безопасности связано с обеспечением последней, которое осуществляется в правовой форме через деятельность государства. Оно возникает в процессе взаимодействия права как средства правового регулирования общественных отношений и государства как основного субъекта противодействия угрозам его безопасности. Правовое обеспечение, правовое регулирование и правовое воздействие как самостоятельные концепты правового мировоззрения и воздействия правовых механизмов на общественные отношения в целях противодействия угрозам безопасности. Теория права, философия права, изучая правовые и общественные мировоззренческие явления, выделяя среди них аспекты, существенно влияющие на правовую реальность. Важно раскрыть правовое мировоззрение как важнейший элемент культуры, содержащий масштаб и истинность права. Необходимо рассматривать его не только как правовую цель по отношению к государственно организованному обществу, но и как средство по отношению к решаемым данным обществом практическим задачам, в числе ограничение прав и установление обязанностей лица, противодействие произволу государственной власти и установление гармонии (разумного баланса) в отношениях между субъектами политико-правовых отношений – личностью, обществом и государством. Требуется подробное установление роли и значения правового мировоззрения в механизме правового регулирования, осуществляемого на основе его взаимодействия с основными элементами указанного механизма. В свое время С.С. Алексеев, характеризуя механизм правового регулирования, выделял его как «взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения». Важной деталью приведенного определения, несомненно, является акцентирование исследователем внимания на таких категориях, как «регулирование» и «воздействие». Само правовое мировоззрение, воздействуя на общественные отношения через реализацию правовой воззренческой идеи, в конечном итоге, оказывается инструментом в системе юридических средств реализации субъектами юридических норм. Существуют правовые, политические, организационные средства обеспечения информационной безопасности. Мировоззренческие вопросы следует рассматривать еще и с точки зрения средств обеспечения информационной безопасности, которые представляют собой определенную совокупность правовых, политических и организационных элементов, с технологическим, кадровым, материальным, финансовым, информационным и научным обеспечением.

9. Лингвистические барьеры при межъязыковой коммуникации, иноязычная компетентность. Понятийный аппарат обеспечения информационной безопасности. Формирование мировоззрения происходит под влиянием коммуникативных, языковых барьеров. Ничто так не отражает реальность, культуру, быт, традиции и менталитет народов, как язык и слово. Мировоззренческие аспекты в наше время остро проявляются в связи с проблемами пространственного перемещения, изменения локации, адаптации иммигрантов, мигрантов и беженцев. Эти люди привносят свои уклады, культуру в целом, язык в уже сложившуюся систему коммуникаций, тем самым вызывая конфликт культур, что немедленно сказывается как на языке, так и на взаимоотношении людей. Для понимания смысла поступков людей другой культуры, необходимо не только знать их язык, но и историю, привычки, причины поведения. В контексте исследуемой темы, впервые ставится задача предложить научный взгляд о лингвистических или языковых барьерах, обусловленных различиями в уровне владения языком, их роли в формировании мировоззрения современного общества. Лингвистические барьеры возникают как при взаимодействии носителей одного языка, так и при межъязыковой коммуникации, влияют на возникновение риска непонимания между людьми. По существу, речь может идти об иноязычной компетентности – умении и готовности человека специалиста к эффективному осуществлению иноязычного общения и взаимодействия с носителями языка как на профессиональном, так и на бытовом уровне, а также в процессе международного сотрудничества. На формирование мировоззрения в информационной сфере влияют логико-языковые основания информационного правосознания, в том числе лингвистические формы новой цифровой культуры.

10. Скрытые замыслы и явные действия антиобщественных идеологий, деструктивных идеологических воззрений. Современные мировоззренческие взгляды формируются под влиянием различных антиобщественных, деструктивных идеологий. Многие из современных идеологем не всегда толерантны, что позволяет относить их к носителям вреда общественной пользе, враждебным для общества или к антиобщественным идеологиям. Следует заметить, что ни одна из них не дает окончательных ответов на трудные вопросы сегодняшнего дня и на мировоззренческие поиски. Каждая идеология содержит недоказанные посылки, сомнительные аргументы, неразрешенные проблемы и двусмысленные призывы. Но все они в разных формах заявляют о своих намерениях упорядочить мир и место человека в нем. Антиобщественная идеология не имеет правового определения, но ее смысл в том, что она так же тоталитарна и нетерпима для общества, как и любая другая идеология, которая влияет на изменение сознания и поведение людей не в виде открыто и честно излагаемого учения, а в виде неких правил поведения. Часто в исследованиях ученых враждебные для общества идеологии называют радикальными или деструктивными. Для мировоззренческого научного дискурса информационной безопасности требуется рассмотрение эволюции таких разрушающих антиобщественных идеологий как радикализм, экстремизм, терроризм, кибертерроризм, фашизм, нацизм, неонацизм, расизм, исламский фундаментализм, различные идеологические течения «колумбайн» и «скулшутинг», религиозные секты и др. На этой научной основе могут быть сформулированы рекомендации о профилактике деятельности представителей антиобщественных идеологий на основе комплексного подхода: выявление, предупреждение, пресечение и устранение угроз, последующая защита, формы социальной реабилитации участников.

11. Неонацизм, как генеральная репетиция глобализма. Возрождение фашизма под маской либерального глобализма и неонацизма в процессах современности, как и любые феномены общественно-политической жизни обладают способностью к развитию или, как минимум, к адаптации, изменяя при этом внешнюю атрибутику, но сохраняя свою сущность. Они уже стали мегатрендами. Исследователи нацизма отмечают, что в современных условиях он принимает новое обличье, стремясь отгородиться от скомпрометировавших себя фашистских движений прошлого, поэтому, говоря о современном нацизме, чаще всего употребляют термин «неонацизм». Если классический нацизм исходил из идеи национально-расового превосходства, то в основе неонацизма лежит идея глобального обогащения за счет менее динамичных и развитых стран, которые не могут оказать должного сопротивления экономическим и моральным притязаниям со стороны государств-лидеров. При этом изменяются стратегия и тактика неонацизма, основанные на прежнем утверждении превосходства одной расы над другой. Это позволяет неонацизму выступать под лозунгами либеральных идей, а свою геополитическую цель достижения мирового господства преподносить мировому сообществу в виде «безобидной» и даже «гуманной» идеи глобализма и однополярного мира. Научная компонента, относящаяся к формированию мировоззрения информационной безопасности, содержит тезис о том, что имеются угрозы, связанные с изменением мировоззрения, стремлением к мировому политическому, экономическому, информационному господству, формированием базы наднациональной власти, разрушением идеологических основ, что предоставляет возможность бескровно вывести из зоны конкуренции любое государство, как это произошло с Советским Союзом. Можно утверждать, что неонацизм, это генеральная репетиция глобализма.

12. Влияние на мировоззрение на основе технологий информационных войн. Информационные вторжения, которые часто называют информационными войнами, на мировоззренческом уровне имеют цель внедрения в культуру разных народов или всего человечества (искусственно и планомерно) «мировоззренческих стандартов» позволяющих в долгосрочной перспективе формировать у наций и народностей представление о мироустройстве. Эти представления могут быть как правильные, так и не правильные, в зависимости от поставленных целей. Одни «мировоззренческие стандарты», могут построить справедливое общество в полном смысле этого слово, сделать из людей творцов, раскрывая возможности человека. А другие работать на подавление творчества и самостоятельности, вырождение сильных, на формирование менталитета рабов и установление глобального рабовладения. Средствами и местами их доставки в общество служат: СМИ, интернет, информационные сети, литература, поэзия, искусство, научные публикации, религиозные тексты, детский сад, школа, университет, учебники, газеты, журналы, фильмы, музыка, субкультуры, контркультуры, памятники искусств и др. Задача исследователя, не только дать характеристику «мировоззренческим стандартам», но и раскрыть новые формы «холодной войны», где в качестве поражающих элементов нередко используются информационно-социальные, экономические технологии, а так же все виды воздействия на психику и состояние здоровья человеческого потенциала противника, предложить научное видение по преодолению этих и других угроз в сфере информационной безопасности.

13. Требуются социологические исследования в молодежной среде на тему «Мировоззренческие аспекты информационной безопасности в условиях цивилистических противоречий».

14. Целевое предназначение нового научного направления «Информационно-мировоззренческие аспекты цивилизационных процессов» – это научное исследование с участием кафедр УрГЮУ и других заинтересованных участников, связанное с обеспечением безопасности объектов национальных интересов в информационной и в мировоззренческой сферах. С одной стороны, оно должно содержать мировоззренческие концепты современной социально-экономической и духовной реальности, глубокое в них научное проникновение, а с другой, иметь интегративную связь с пониманием необходимости структурной упорядоченности нормативных правовых актов, закрепляющих правовые нормы рассматриваемого явления, устранения пробелов в законодательстве, препятствующих организации эффективного противодействия угрозам национальным интересам России в мировоззренческой и в информационной сферах.