Преподаватели СЮИ на фронте и в тылу:  Борис Константинович Бегичев

Преподаватели СЮИ на фронте и в тылу: Борис Константинович Бегичев

Уважаемые читатели!

В преддверии 77-й годовщины Победы нашей страны в Великой Отечественной войне мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с историями преподавателей Свердловского юридического института, которые воевали на фронте в Великую Отечественную войну 1941-45 гг., а затем, в сложное послевоенное время, строили здание отечественной науки, вкладывая все свои силы в научную, общественную, преподавательскую деятельность.

Герой нашей сегодняшней публикации – Борис Константинович Бегичев, человек удивительной судьбы. Он ушёл на фронт 16-летним мальчишкой, был снайпером на Ленинградском фронте. В боях под Ладогой был тяжело ранен, но после госпиталя продолжил воевать уже в должности командира огневого взвода. Три тяжёлых ранения за войну, инвалидность, медали – с таким военным наследством Борис Константинович в возрасте 22 лет поступает на юридический факультет МГУ, который и оканчивает с отличием в 1951 г. После окончания аспирантуры в МГУ и защиты кандидатской диссертации Борис Константинович Бегичев попадает в Свердловский юридический институт, в котором и остаётся работать на кафедре колхозного, земельного и трудового права СЮИ.

Читайте подробнее историю Бориса Константиновича Бегичева в биографической книге, отрывок из которой мы приводим в этой публикации. Также вашему вниманию предлагается документ – Сведения из листка по учёту кадров, который отражает военную историю Бориса Константиновича Бегичева.

Сведения из листка по учёту кадров:

  • Август-декабрь 1941 г. – рядовой 4-го снайперского батальона
  • Декабрь 1941 г. – июнь 1942 г. – помощник командира взвода 51-й морской бригады
  • Июнь-октябрь 1942 г. – эвакуационный госпиталь (Киров, Саратов)
  • Октябрь 1942 г. – август 1943 г. – курсант Чкаловского училища зенитной артиллерии
  • Август 1943 г – декабрь 1944 г. – командир взвода 533 артиллерийского полка
  • Декабрь 1944 г. – февраль 1945 г. – эвакуационный госпиталь (Клайпеда, Рига)
  • Февраль-март 1945 г. – командир артиллерийской батареи 590 полка
  • Март-апрель 1945 г. – рядовой 16 отдельного штрафного батальона
  • Апрель-сентябрь 1945 г. – эвакуационный госпиталь (Москва, Горький)

Государственные награды:

  1. Медаль «За оборону Ленинграда» (1944 г.)
  2. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 г.)
  3. Орден Отечественной войны I степени (1985 г.)

«Борис Константинович Бегичев (1924 – 1986) родился 24 октября 1924 г. в г. Оренбурге в рабочей семье. В 1941 г. он с отличием окончил школу и прямо со школьной скамьи вступил добровольцем в Красную Армию, где стал снайпером на Ленинградском фронте. В июне 1942 г. помощник командира взвода отдельной морской бригады Бегичев в боях под Ладогой был тяжело ранен и до октября того же года находился в госпитале. Затем его направили на учёбу в Чкаловское училище зенитной артиллерии, которое он окончил в августе 1943 г. Далее в должности командира огневого взвода он воевал на Волховском, 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах, был ещё раз ранен в боях за освобождение Клайпеды. Наконец, в феврале-марте 1945 г. он командовал артиллерийской батареей в боях за Восточную Пруссию. В марте того же года Бегичев был разжалован в рядовые и переведен в отдельный штрафной батальон по достоверно неизвестной нам, но малозначительной причине. В составе штрафного батальона он участвовал в штурме Кенигсберга, при лобовых атаках которого погибли десятки тысяч наших воинов. В апреле 1945 г. во время одной из таких атак Бегичев получил тяжёлое ранение, уже третье за войну, и почти на полгода оказался в госпитале, где и встретил День Победы. В итоге он получил инвалидность, две медали и «высочайшее прощение» от политической власти. Но «штрафбатовское прошлое» даже при формальном отсутствии судимости закрывало дорогу для обучения в вузе. Поэтому Борис Константинович, имея на то полное моральное право, не указал этого факта в своих анкетах. В 1946 г., после года нахождения на пенсии по инвалидности, он поступает на юридический факультет МГУ, который и оканчивает с отличием в 1951 г. Отметим, что персональные данные студентов юрфака проверялись наиболее тщательно, и такой поступок был обусловлен уверенностью бывшего фронтовика в своей правоте. К тому же, допущенный в его отношении произвол, вероятно, обострил чувство справедливости, что и повлияло на профессиональный выбор.

После завершения учёбы в МГУ он был оставлен в очной аспирантуре по кафедре трудового права (научный руководитель – Н. Г. Александров). В 1953 г. Борис Константинович защищает кандидатскую диссертацию на тему «Вопросы правового регулирования труда в угольной промышленности СССР».

По окончанию аспирантуры его направляют на работу в Свердловский юридический институт (СЮИ), где он становится сначала ассистентом, затем старшим преподавателем, а с 1956 г. – доцентом кафедры колхозного, земельного и трудового права. В 1958 г. ему присваивают учёное звание доцента. Наконец, в 1964 г. его избирают заведующим выделившейся из состава кафедры колхозного, земельного и трудового права отдельной кафедрой трудового права СЮИ. Отметим, что Борис Константинович стал первым заведующим этой самостоятельной кафедрой трудового права. Первые публикации учёного были посвящены широкому спектру социального законодательства. Но постепенно в центре внимания учёного оказываются проблемы трудовой правоспособности работника. Итогом многолетних исследований стала фундаментальная монография «Трудовая правоспособность советских граждан» (М., 1972), которая и в настоящее время остаётся одной из самых глубоких и востребованных работ по данной проблеме.

В 1975 г. Б. К. Бегичев защищает докторскую диссертацию на тему «Рабочие и служащие как субъекты трудового права», а в 1978 г. становится профессором. Борис Константинович одним из первых чётко разграничил гражданскую и трудовую правосубъектность, раскрыл юридическое содержание последней, обосновал субъектную дифференциацию в трудовом праве. Он был сторонником идеи о законодательном закреплении института представительства в трудовом праве.

В 1968 г. в силу ряда обстоятельств стало известно о том, что Бегичев не сообщил в соответствующие органы о своем пребывании в штрафном батальоне в годы войны. Ничего противозаконного в этом не было, а то, что он воевал достойно, сомнений не вызывало. Но ему поставили в вину именно сам факт сокрытия. Отметим, что он был членом КПСС с 1962 г., и «проработка» шла и по партийной линии. В итоге в конце 1968 г. он был переведён с должности заведующего кафедрой на должность доцента. Несмотря на это, Борис Константинович остался уважаемым учёным, был награждён семью медалями и, как активный фронтовик, получил Орден Отечественной войны 1 степени в 1985 г. Более того, в 1976-1978 гг. он был деканом факультета правовой службы в народном хозяйстве СЮИ.

Борис Константинович был очень волевым и целеустремлённым человеком, а жизненные невзгоды ещё более закалили его характер. Бегичев подготовил 12 кандидатов юридических наук, двое из которых стали докторами наук. Борис Константинович опубликовал 75 научных работ. Он выступил соредактором и одним из авторов учебника по трудовому праву, изданного в 1985 г., который считался одним из лучших в советский период. Ряд статей Б. К. Бегичева помещён в энциклопедический словарь «Трудовое право» (М.,  1979).

Умер учёный 24 октября 1986 г.»

Источник: Лушников А. М., Лушникова М. В. Российская школа трудового права и права социального обеспечения: портреты на фоне времени. В 2 т. Т.2. Ярославль: ЯрГУ, 2010. С.169-176

На фотографии: Корпус Свердловского юридического института в 1969 году

Все новости

Еще новости