Состоялся круглый стол «Цифровые компетенции как основа преобразований в высшей школе»

Состоялся круглый стол «Цифровые компетенции как основа преобразований в высшей школе»

Состоялся круглый стол «Цифровые компетенции как основа преобразований в высшей школе»

19 ноября в онлайн-формате прошёл круглый стол «Цифровые компетенции как основа преобразований в высшей школе» под эгидой Ассоциации юридического образования. Его организаторами выступили кафедра конституционного права, Институт дополнительного образования, учебно-методическое управление Уральского государственного юридического университета.

Открыл мероприятие президент Ассоциации юридического образования, ректор УрГЮУ, д.ю.н., профессор Владимир Александрович Бублик. Владимир Александрович поздравил участников круглого стола с новым профессиональным праздником преподавателей высшей школы и отметил, что «цифровая трансформация сегодня – это доминанта развития современного университета, цифровые компетенции – основа реформирования высшей школы».

Модераторами круглого стола выступили заведующий кафедрой конституционного права УрГЮУ д.ю.н., профессор Марат Сабирьянович Саликов, директор Института дополнительного образования УрГЮУ, профессор кафедры конституционного права, д.ю.н., профессор Светлана Эдуардовна Несмеянова, начальник методического отдела учебно-методического управления, доцент кафедры конституционного права УрГЮУ к.ю.н Наталия Евгеньевна Колобаева.

Желание участвовать в круглом столе выразили более 150 представителей 52 высших учебных заведений со всей России (причём не только юридических), а также представители работодателей.

Современный уровень развития информационных технологий, ориентир государства на переход к цифровой экономике требуют от выпускников высшей школы подготовленности к осуществлению профессиональной деятельности с использованием информационных систем и технологий. В связи с этим в необходимый комплект компетенций, который требуется получить современному студенту, включаются цифровые компетенции, что ставит новые задачи перед высшим образованием.

Заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), эксперт РАН, д.ю.н. доцент Алексей Владимирович Минбалеев, говоря о проблемах реализации цифровых компетенций по направлениям подготовки в области юриспруденции, отметил, что нормы новых федеральных государственных образовательных стандартов в сфере юридического образования в части регулирования цифровых компетенций плохо сочетаются с нормами информационного законодательства и требуют работы в части согласования понятийного аппарата. Спикер обратил внимание на то, что стандарты для обозначения различий в содержании цифровых компетенций для разных уровней образования используют термины «использовать» и «применять», в связи с чем возникает необходимость четкого методологического разграничения между данными понятиями. Кроме того, Алексей Владимирович обратил внимание на важность разъяснения юридическому сообществу термина информационные технологии в связи с его различным толкованием российскими вузами, а также на необходимость методологического определения перечня приоритетных информационных технологий в целях выстраивания дисциплин для изучения таких технологий.

Заведующий кафедрой административного и финансового права Санкт-Петербургского государственного университета, д.ю.н., профессор Наталья Александровна Шевелева обратилась к теме состояния цифровизации образования в странах СНГ и сначала обратила внимание на само понятие «цифровые компетенции». Наталья Александровна отметила, что понятие цифровые компетенции является производным и предложила рассмотреть следующие базовые категории: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронная образовательная информационная среда, онлайн-курсы. Также отмечалось, что необходимо сформулировать разницу между электронным образованием и электронным обучением. По мнению Натальи Александровны, электронное образование – это содержательный аспект электронного обучения. Спикер обратил внимание на важность развития процесса цифровизации образования на просторах СНГ, так как российские вузы находятся в едином образовательном пространстве в рамках СНГ и Евразийского союза. Отмечалось, что в рамках СНГ страны приняли продвинутые программные документы, нацеленные, в основном, на системное развитие цифровизации образования, а в 2020 году Межпарламентская Ассамблея приняла согласованный словарь в сфере образования, носящий рекомендательный характер. Тем не менее, единого подхода к понятию электронного обучения не выработано.

Наталья Александровна отметила, что во всех странах СНГ идут процессы, связанные с изменением модели управления национальной системой образования, без изменения которой невозможно добиться положительного эффекта от цифровизации образования в рамках отдельно взятого университета. Высказывалось мнение, что это возможно только в том случае, если университеты будут иметь автономию для оценки собственных возможностей, целей, путей их достижения.

Своим опытом в разработке, включении и реализации цифровых компетенций в системе архитектурно-художественного образования поделилась проректор по учебной работе Уральского государственного архитектурно-художественного университета, к.ф.н., профессор Виктория Игоревна Исаченко. Как отмечалось спикером традиционно в системе архитектурно-художественного образования не рассматривалось получение студентами цифровых компетенций, поэтому при их внедрении возникает ряд проблем, которые, по мнению Виктории Игоревны, особо проявились в период перехода на дистанционное обучение. Среди таких проблем: отсутствие опыта работы с цифровыми компетенциями у большинства преподавателей, отсутствие учебно-методического обеспечения цифровых компетенций для художественных и теоретических дисциплин, отсутствие опыта получения цифрового художественного образования у обучающихся, отсутствие необходимых ресурсов, информационных систем для сохранения высокого уровня качества образования.

Решением данных проблем стало развитие информационных ресурсов университета, на базе которых строится взаимодействие преподавателей и студентов, создание полноценной виртуальной образовательной среды, повышение квалификации преподавателей, разработка электронных учебных курсов. Также Виктория Игоревна поделилась опытом перевода в дистанционный режим обучения обучающихся по программам дополнительного профессионального образования, программам дополнительного образования детей, опытом перевода в дистанционный режим профориентационных мероприятий университета, опытом проведения дней открытых дверей в онлайн-режиме.

С сообщением о цифровых инструментах в педагогических инновациях выступили декан юридического факультета, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, д.ю.н., профессор Галина Николаевна Комкова и заведующий кафедрой информационных систем и технологий в обучении Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, к.п.н., доцент Наталья Алексеевна Александрова. Галина Николаевна отметила наличие организационных проблем, связанных с внедрением в образование курса повышения информационных знаний обучающихся, а также обратила внимание слушателей на то, что в юридическую деятельность информационные технологии внедряются бурно (например, государственные автоматизированные системы), и учить студентов использованию данных технологий становится задачей юридических вузов. Наталья Алексеевна обратила внимание слушателей на такое интересное явление, как цифровое сиротство, которое в образовании выражается в том, что преподаватели самостоятельно, без наставника, осваивают цифровые инструменты, они сталкиваются с ситуацией, когда должны создавать элементы цифровой образовательной электронной среды, электронные курсы, активно использовать эти инструменты. Сейчас к преподавателю предъявляется требование владения цифровыми инструментами не хуже современных студентов – детей поколения Z, «рождённых с кнопкой на пальце», которые не помнят мира без телефонов и планшетов, в совершенстве владеют современными технологиями и уже готовы использовать эти технологии в своём обучении. Отмечалось также, что сейчас педагоги активно участвуют в смещении акцентов в образовании от традиционных форм и методов к инновационным педагогическим технологиям. Традиционные занятия уступают место интерактивным занятиям, которые базируются на AGILE-технологиях, решении глобальных практических задач, решении кейсов, разработке и защите проектов. Наталья Алексеевна поделилась опытом проведения занятий с современными студентами, для которых цифровое пространство стало неотъемлемой частью их жизни. Отмечалось, что на лекциях студентам не даётся новый материал, они готовятся к занятию самостоятельно, и уже на самой лекции происходит обобщение материала. На практических занятиях студенты часто создают проекты, которые они представляют друг другу либо приглашённым экспертам, в том числе экспертам из IT-компаний. Также обращалось внимание на эффективность использования общего доступа к файлам при обучении, онлайн-опросов, AGILE-методологии, которая является собирательным понятием для большого количества гибких подходов, применяющихся при создании и разработке продуктов программного обеспечения. Суть AGILE-методологии – «спринт вместо марафона», где нет большого глобального задания, а есть короткие задания на неделю, на две недели, на три недели. В основе любого занятия лежит командная работа, творческий игровой подход к образовательному процессу, постоянный диалог внутри команды, диалог внутри группы, диалог с преподавателем.

Наталья Алексеевна подняла вопрос о необходимости изменения системы повышения квалификации преподавателя, в результате которого цифровое сиротство должно перерастать в цифровое равенство, в цифровую зрелость. Также Наталья Алексеевна отметила невозможность в рамках дисциплины «информационные технологии» в какой-либо профессиональной деятельности заложить перечень программных продуктов, которые студент должен знать, так как каждый день появляются новые программные ресурсы и средства. В ходе дискуссии Наталья Алексеевна особо отметила, что «никогда цифра не заменит преподавателя, всегда преподаватель к этой цифре прикладывает огромное количество своих усилий, знаний педагогических методов, педагогических приёмов», и «сама по себе цифра без работы со студентом работать не будет».

Людмила Аслановна Тхабисимова, д.ю.н., профессор, директор Юридического института Пятигорского государственного университета, отметила, что степень включения информационных технологий в образовательную деятельность является спорной стороной цифровой трансформации высшего образования. По мнению Людмилы Аслановны, полный переход на онлайн-образование в ряде случаев не является целесообразным, необходимо прежде всего обеспечить сохранение «живого формата» семинарских, практических занятий. Самым важным на взгляд спикера является обсуждение преподавателем научных проблем со студентами без опасений возникновения проблем с интернет-соединением.

Цифровую трансформацию высшего образования в вузах Людмила Аслановна предложила рассматривать в трёх аспектах – построение образовательного процесса в вузе с использованием цифровых технологий, разработка цифровых систем управления вузом, обучение цифровым технологиям для профессиональных целей как самих преподавателей, так и иных лиц, например представителей работодателя, руководителей организаций.

Приоритетными задачами цифровой трансформации высшего образования, стоящими перед вузом, по мнению спикера, являются:

  • подготовка преподавательского состава в условиях цифровой среды;
  • включение в развитие высшего образования цифровых технологий, которые обеспечивают построение гибкой системы обучения, достижение высоких результатов в подготовке выпускников;
  • организация научно-исследовательской деятельности;
  • интеграция электронного или смешанного образования;
  • формирование цифровых компетенций у всех участников образовательного процесса;
  • построение открытой системы высшего образования;
  • устранение нормативных барьеров цифровой трансформации высшего образования.

В заключение Людмила Аслановна отметила, что цифровая трансформация высшего образования должна привести все вузы России на международный рынок дистанционного образования, перестроить с помощью цифровых технологий не только процесс получения знаний и управления вузом, но и само знание.

Своим взглядом на концепцию образования 4.0 поделилась Светлана Сергеевна Кузнецова, к.ю.н., доцент кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета. Как отметила Светлана Сергеевна, с 2010-х общество переживает четвёртую фазу промышленной революции. На этой фазе мы ожидаем личность, которая способна адаптироваться к технологиям, способна органично внедрять их в жизнь, чтобы технологии способствовали развитию общества, а не создавали угрозу безопасности личности, общества и государства.

Отмечалось, что перед нами поколение Z – лица, которые умеют использовать цифровые технологии, но речь идет зачастую о физическом использовании, в то время как способность безопасно и эффективно внедрять цифровые технологии в жизнь отсутствует. Возникает проблема культуры использования цифровых технологий в обычной жизни, для преодоления которой предлагается сформировать способность безопасно использовать технологии в обычной жизни. Для этого необходимо формирование знаний о кибербезопасности, о культуре работы с большими данными, о цифровой личности в онлайн-пространстве; способность безопасно реализовывать право на информацию: способность критически оценивать информацию, из всего массива верно выявлять «фэйковую», небезопасную информацию.

Необходимо формировать следующие профессиональные компетенции:

1.         Способность использовать технологии в профессиональной деятельности. Светлана Сергеевна отметила, что в юридическом вузе эту компетенцию может сформировать дисциплина «Информационные технологии в юридической деятельности»;

2.         Способность обеспечивать реализацию и защиту прав человека и гражданина с применением технологий. К технологиям, напрямую обеспечивающим реализацию и защиту прав человека (или создающим угрозу их реализации), Светлана Сергеевна отнесла, например, интернет вещей, искусственный интеллект, блокчейн и смарт-контракты, цифровые финансовые активы (токены, криптовалюта). Кроме того, отмечалось, что онлайн-пространство зачастую не может подстраиваться под те правовые конструкции, которые применяются к правоотношениям в офлайн, таким как, например, право собственности, право на неприкосновенность личности, экономические права, формы взаимодействия государства с личностью.

Спикер обратил внимание слушателей на существование пробела в формировании данной компетенции в полном объёме, причинами существования которого могут выступать: консервативность образования, необходимость формирования межотраслевого подхода, отсутствие правового регулирования. Игнорирование данных причин может привести к негативным последствиям, в частности, полному отсутствию представления о технологии и страху столкнуться с технологиями в дальнейшем, а также формированию мнения исключительно из различных источников на страницах интернета, в которых восторженно описывается технология в отрыве от её недостатков. Таким образом, формируется полное доверие к технологиям, не формируется способность проводить их аналитику с позиции их безопасности в обществе, а также их способности встроиться в правовое пространство на текущем этапе жизни общества.

Александр Николаевич Митин, д. экон.наук, профессор, зав. кафедрой теории и практики управления УрГЮУ, также поделился мнением относительно проблем, связанных с приобретением цифровых компетенций, которые, по его мнению, не могут рассматриваться без стратегии цифровой трансформации высшего учебного заведения. Александр Николаевич предложил своё определение цифровых компетенций, под которыми следует понимать уверенное и критическое использование компьютера, мобильного телефона, планшетного компьютера и интерактивной доски. Отмечалось, что для приобретения студентами цифровых компетенций необходимо, в том числе, создать условия для самообразования студентов, а также создать цифровые лаборатории для обучения как студентов, так и преподавателей, причём с необходимым количеством компьютеров, мониторов, ноутбуков, смартфонов.

Спикером было отмечено, что сегодня преподаватели как носители знаний не выдерживают конкуренции в условиях меняющейся информационной среды, и преподавательскому составу требуется овладеть приёмами, методами и средствами электронного обучения. Кроме того, Александр Николаевич выделил несколько групп компетенций, к формированию которых необходимо стремиться:

  • информационная грамотность;
  • умения и навыки коммуникации в цифровой среде;
  • способность создавать и редактировать цифровой контент;
  • умения и навыки защиты персональных данных устройств цифрового контента;
  • способность определять технические проблемы, которые возникают в профессиональной деятельности.

Своим взглядом изнутри на проблему реализации права на труд в условиях цифровой экономики поделился начальник управления кадров, наград и противодействия коррупции Екатеринбургской городской Думы Евгений Павлович Веселков. Он отметил, что независимо от сферы профессиональной деятельности наличие цифровых компетенций у современного специалиста – это большое преимущество. Владение современными технологиями в профессиональной деятельности – это уже не просто прихоть работодателя, а тот уровень знаний и навыков, который необходим каждому из работников сферы муниципальной и государственной службы.

Отмечалось, что необходимость формирования цифровых компетенций порождает современное законодательство, которое всё больше включает в себя новые нормы о применении цифровых технологий. Был приведён пример серьёзного изменения главы Трудового кодекса, посвящённой дистанционной работе, а также законопроект, устанавливающий возможность оформления трудовых отношений в цифровом формате. Спикер согласился с предыдущими докладчиками о том, что серьёзным вопросом сегодня является защита персональных данных, и важно, чтобы специалист на практике понимал механизм защиты персональных данных.

Евгений Павлович поделился опытом практической подготовки студентов в сфере муниципальной службы и отметил, что студенты приходят на практику с достаточным уровнем подготовки для начала работы с автоматизированными системами.

Размышляя над вопросом, какие цифровые компетенции нужны юристу, доцент кафедры конституционного права УрГЮУ, к.ю.н., Артур Николаевич Мочалов главным навыком выделил навык работы с цифровой информацией, связанный с цифровой гигиеной. Артур Николаевич отметил, что студенты не всегда могут определить, насколько информация является релевантной, достоверной, в том числе из-за возросшей скорости обработки информации, доступности информации, которые во многом нивелировали ее ценность.

Среди специальных навыков были выделены: навыки, касающиеся использования цифровых технологий (то есть их утилитарное применение для решения самого широкого круга практических юридических задач), а также навыки правильного применения соответствующего правового регулирования, в условиях, когда законодательное регулирование серьёзно отстаёт от темпов технологического развития.

Кроме того, спикер отметил возрастание роли участия юристов в разработке цифровых платформ, различных систем электронного документооборота, где важно умение применять так называемое процессное мышление, чтобы грамотно объяснить разработчикам программного обеспечения, например, какие документы на каких этапах должны появляться, какие условия должны этому предшествовать, чтобы в дальнейшем разработчики могли использовать эти алгоритмы для написания программного обеспечения.

Подводя итоги круглого стола, Марат Сабирьянович Саликов поблагодарил всех участников и спикеров и выразил надежду на то, что состоявшийся диалог даст повод по-новому взглянуть на возможности высшего образования и, в частности, реализовать трансформацию юридического образования с учётом актуальных потребностей рынка в условиях цифровой экономики.

Александра Викторовна Торопова,
студент 5 курса ИГиМП



Все новости

Фото и видео материалы


Еще новости