По законам военного времени, или Свердловский юридический институт в годы Великой Отечественной войны

По законам военного времени, или Свердловский юридический институт в годы Великой Отечественной войны

По законам военного времени, или Свердловский юридический институт в годы Великой Отечественной войны

Тяжелая обстановка на фронте заставила «подчистить» и тех людей, которые имели бронь и были освобождены от призыва…

Как жил Свердловский юридический институт в годы Великой Отечественной войны?
«К 1941 году институт был небольшим учебным заведением. Весь преподавательский коллектив состоял из 29 человек, среди них было 3 профессора и 15 доцентов. На всех четырех курсах обучалось 325 студентов. А на последнем, четвертом курсе, было всего 39 человек.
Уход на фронт многих преподавателей еще более ослабил кадровый состав педагогического коллектива СЮИ. Карл Сергеевич Юдельсон по состоянию здоровья (слабое зрение) не подлежал призыву. Ему предстояло другое – напряжённая научная работа. В годы войны была опубликована книга К.С. Юдельсона «Вопросы советского гражданского процесса военного времени» (Свердловск: Свердлгиз, 1943 г.), в 1942 году он защитил кандидатскую диссертацию. Имя ученого становится широко известно в юридических кругах.
В годы Великой Отечественной войны Свердловский юридический институт, как и вся страна, переживал тяжёлые времена. Показательно, что из 244 человек, принятых на первый курс СЮИ в 1941 году, к концу учебного года остались лишь 84 человека. Институт располагал лишь тринадцатью аудиториями. В то же время штат института пополнялся новыми кадрами. За 1941-42 учебный год в институт прибыло несколько эвакуированных преподавателей гражданского процесса, среди которых были доцент, к.ю.н. Сергей Наумович Абрамов, к.ю.н. Марина Владимировна Зимелева.

По утверждённым на 1941-1942 учебный год Всесоюзным Комитетом по делам высшей школы штатам в составе Свердловского юридического института было утверждено восемь кафедр, среди которых была и кафедра судебного права. Однако с образованием последней возникли трудности, и кафедра вовремя организована не была.
По этой причине преподавание судоустройства, уголовного процесса, криминалистики, судебной медицины и психиатрии велось на кафедре уголовного права, а гражданского процесса – на кафедре гражданского права. Однако для поднятия на должный уровень вопросов судебного права в конце мая 1942 года ценой серьёзных усилий кафедра судебного права всё-таки была организована. Работа этой кафедры была окончательно развёрнута с сентября 1942 года. В первом семестре 1942-43 учебного года кафедрой руководил доцент, к. ю. н. С. Н., Абрамов а после его выбытия - доцент, к.ю.н. М. И. Ельевич.
В 1944 году заведующим кафедрой стал к.ю.н. К. С. Юдельсон. Проблемы доказывания в советском гражданском процессе, занимавшие учёного в сороковых годах, свели его с видным юристом и крупным государственным деятелем того времени А. Я. Вышинским, занимавшим в то время пост генерального прокурора СССР. К.С. Юдельсон критически относился к теории «объективного вменения», отцом которой был А. Я. Вышинский, но тем не менее, он с уважением относился к теоретическим разработкам молодого процессуалиста из Свердловского юридического института и даже сыграл определенную роль в его жизни. В трудовой книжке Карла Сергеевича сохранилась любопытная запись: 17 марта 1942 года он был уволен из института в связи с призывом в РККА. (Тяжелая обстановка на фронте заставила, что называется, «подчистить» и тех мужчин, которые по состоянию здоровья или ряду других причин имели бронь и были освобождены от призыва). Однако уже на следующий день, 18 марта 1942 года, приказ № 71 §1 от 17 марта был отменен - в дело вмешался могущественный генеральный прокурор СССР, который прислал правительственную телеграмму, отменяющую приказ. Карл Сергеевич продолжил работу в юридическом институте. В октябре 1942 года он был назначен доцентом кафедры, а в августе 1944 утвержден в качестве и.о. заведующего кафедрой судебного права.

В годы Великой Отечественной войны в институте обучались в основном девушки или инвалиды-мужчины. В последний год войны среди студентов было лишь 37 мужчин, из них 35 инвалидов войны.
Важное место в жизни преподавателей и студентов занимала работа по оказанию помощи тылу и фронту.
При институте работали лекторий и 3-месячные курсы для судебно-прокурорских работников. Студенты участвовали в расчистке железнодорожных путей от снежных заносов, разгрузке вагонов с эвакуированным оборудованием, шефствовали над госпиталем. Каждый год в сентябре и октябре все студенты и большинство преподавателей выезжали в колхозы для уборки урожая.
Институт, как и вся страна, жил по законам военного времени. В 1943 году в институте было подготовлено 70 медсестер и 70 сандружинниц, более 200 человек прошли начальную военную подготовку, научились обращаться с пулеметом, автоматом, винтовкой. (Свердловский юридический институт - Уральская государственная юридическая академия – 70 лет. Екатеринбург, 2001 С.11).
Окончание Великой Отечественной войны выдвинуло новые задачи перед высшей школой, и прежде всего – увеличение выпуска высококвалифицированных кадров. Остро стояла проблема педагогических кадров. Так, после фронта в вуз поступили, а позже остались в нем преподавать будущие профессора кафедры Кузьма Иванович Комиссаров, Юрий Кузьмич Осипов и доцент Валентин Михайлович Кошкин.


Информация взята из книги
Краткая антология уральской процессуальной мысли:
55 лет кафедре гражданского процесса Уральской
государственной юридической академии / Под ред.
В.В. Яркова. Екатеринбург: Издательство
Гуманитарного университета – 2004. – 652с.




Все новости

Еще новости