«Современные проблемы обучения студентов иноязычному юридическому дискурсу»: итоги научно-методического семинара

«Современные проблемы обучения студентов иноязычному юридическому дискурсу»: итоги научно-методического семинара

26 февраля состоялся межвузовский научно-методический семинар «Современные проблемы обучения студентов иноязычному юридическому дискурсу», организатором которого выступила кафедра русского, иностранных языков и культуры речи Уральского государственного юридического университета.

Семинар объединил российских и зарубежных исследователей в области дискурсивной лингвистики, методики преподавания иностранных языков, теории и практики перевода.

Высокий уровень квалификации участников из различных городов Российской Федерации и зарубежных государств обеспечил плодотворную работу семинара.

На открытии конференции проректор по научной работе, доктор юридических наук, профессор Л. Н. Берг очень точно заметила, что заявленные направления работы семинара имеют важное значение для научно-методического осмысления образовательных технологий, ориентированных на развитие дискурсивных способностей будущих юристов. Знаменательно, что накануне мероприятия в издательстве «КНОРУС» вышел в свет ориентированный на обучающихся в магистратуре и аспирантуре по направлению «Юриспруденция» учебник «Английский язык для юристов», который был удостоен диплома «Открытие года». Авторы учебника – преподаватели кафедры русского, иностранных языков и культуры речи К. М. Левитан, С. В. Павлова, М. С. Пестова, Н. В. Садыкова, Л. А. Соколова, М. А. Югова, Н. В. Ялаева. Людмила Николаевна поздравила коллектив кафедры с серьезным достижением и пожелала плодотворного обсуждения новых идей в рамках программы семинара.

Пленарное заседание открыл Заслуженный работник высшего образования РФ, доктор педагогических наук, профессор К. М. Левитан. В докладе «Этические ценности в научно-образовательном пространстве юридического дискурса» им были обозначены векторы, задающие понимание функций речемыслительной деятельности, феноменов языка, речи, мышления, коммуникации в проекции на духовно-нравственные категории, значимые для дискурсов разных видов – юридического, педагогического, личностного.

Прозвучавшие далее доклады затронули широкий спектр вопросов. О. П. Казакова, к.п.н., зав. кафедрой английской филологии и методики преподавания английского языка УрГПУ (г. Екатеринбург), говорила о проявлениях академического мошенничества в электронной образовательной среде; А.А. Евтюгина, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой русского и иностранных языков РГППУ (г. Екатеринбург), проанализировала проблемы деструктивного речевого общения. Актуальность докладов, безусловно, усиливалась реальностью дистанционного вузовского обучения.

Важность становления практикоориентированных навыков, позволяющих студентам активно включаться в иноязычный юридический дискурс через модельные судебные процессы, обсуждалась в докладах И. С. Бедриной, к.ф.н., доцента кафедры русского, иностранных языков и культуры речи Уральского государственного юридического университета (г. Екатеринбург), и Н. М. Головиной, старшего преподавателя кафедры правового моделирования Московского государственного юридического университета, LLM (Международное право, American BusinessLaw) (г. Москва).

Практика судебных разбирательств, отраженная в материалах судебно-лингвистической экспертизы, была рассмотрена в докладе «Лингвистическая экспертиза как фрагмент юридического дискурса» профессора кафедры языков, литературы и журналистики, д.ф.н., профессора Инновационного Евразийского университета А. Р. Бейсембаева (г. Павлодар, Казахстан).

Профессиональное обсуждение программных вопросов семинара продолжилось в рамках секции «Развитие дискурсивных компетенций студентов-юристов в образовательном пространстве вуза» (ведущие – доценты кафедры русского, иностранных языков и культуры речи УрГЮУ к.и.н. В. М. Пряхин и к.ф.н. Ю. Б. Феденева) и секции «Обучение студентов иноязычному юридическому дискурсу» (ведущие – М. С. Пестова, к.ф.н., доцент кафедры русского, иностранных языков и культуры речи УрГЮУ, и В.И. Бортников, к.ф.н., доцент кафедры русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации, доцент кафедры иностранных языков и перевода УрФУ).

Впервые в программу семинара была включена работа круглого стола «Деловая коммуникация и юридический дискурс» для студентов, магистрантов, аспирантов, который стал платформой неформального обсуждения участников – представителей трех университетов Екатеринбурга: УрФУ, РГППУ и УрГЮУ. Двухчасовой научный марафон, организованный ведущими Л. А. Соколовой и Н. А. Рядовых, преподавателями кафедры русского, иностранных языков и культуры речи УрГЮУ, стал для будущих юристов интересным опытом внимательного обсуждения заявленных ими вопросов.

Работу научно-методического семинара «Современные проблемы обучения студентов иноязычному юридическому дискурсу» можно без преувеличения назвать плодотворной. В рамках пленарного и секционных заседаний, круглого стола прозвучало более 40 докладов и сообщений. Расширение географии участников, высокий научный уровень докладчиков позволили изменить статус мероприятия с межвузовского семинара на всероссийский с международным участием.

Результатом всестороннего обсуждения научных идей и методических подходов, связанных с обучением студентов иноязычному юридическому дискурсу, станет сборник материалов, который выйдет в свет в июле 2021 года.

Оргкомитет выражает сердечную благодарность всем, кто поддержал идею проведения мероприятия и подготовил содержательные выступления.

Приветственное слово проректора по научной работе, доктора юридических наук, профессора Л.Н. Берг.

В президиуме – Заслуженный работник высшего образования РФ, доктор педагогических наук, профессор К.М. Левитан



Все новости

Еще новости